Из когорты новаторов

Всех преподавателей, имеющих отношение к средней и высшей школе, можно условно разделить на консерваторов и новаторов.

Автор статьи: Ирина МИТРЮШКИНА

Всех преподавателей, имеющих отношение к средней и высшей школе, можно условно разделить на консерваторов и новаторов. Первые обучают так, как когда-то их учили, внося в процесс минимум творческого “я”. Вторые имеют собственное видение формы и содержания данного процесса.


Фарит Габтелович Ялалов.К последним можно отнести и ректора Нижнекамского муниципального института доктора педагогических наук, профессора Фарита Габтеловича Ялалова. Четверть века его преподавания вылились в новое научное направление в педагогике – этнодидактику.


Базовое образование Ф.Ялалова – физико-математическое. Окончил Бирский государственный пединститут в Башкортостане. Присущие технарям логика и четкость изложения прекрасно уживаются в нем со свойственным гуманитариям чувством языка и слова. Его книги и учебники легко и с интересом читаются. Наблюдательность и умение отыскать новое в давно забытом старом характерны для Ялалова-ученого. Его идеи самобытны и легко воспринимаются. Умение видеть цель и добиваться ее отличают Ялалова-организатора. Таков его штрих-портрет. Ниже – его расшифровка.


Институт


Созданный в 1997 году Нижнекамский муниципальный институт за предельно короткие сроки по основным показателям вышел на федеральный уровень. На одного студента НМИ приходится 123 единицы учебно-методической литературы (по России – 76 ). На 100 студентов – 20 компьютеров (по России – 10) и т.д. В прошлом году институт успешно прошел аттестацию и получил государственную аккредитацию, и в будущем здесь планируется открытие первых бюджетных групп.


Руководством института при поддержке вице-премьера РТ З.Валеевой, главы администрации города и района И.Метшина, начальника Управления высшего, среднего профессионального образования и науки Кабинета Министров РТ Р.Валеева созданы отличные условия для подготовки конкурентоспособных специалистов. Образовательный процесс ведет квалифицированный профессорско-преподавательский коллектив. Из 88 преподавателей 12 имеют ученую степень доктора, 43 – кандидата наук. У института собственное здание с хорошо оборудованными аудиториями, учебно-лабораторными помещениями, библиотекой, гимнастическим залом, медицинским кабинетом, столовой. Учебно-материальная база улучшается из года в год. В обучении используются компьютерные классы, объединенные локальной сетью и подключенные к сети Интернет, компьютерно-лингафонный кабинет с выходом на спутниковую связь, электронная библиотека и многое другое.


Сегодня в НМИ профессиональная подготовка осуществляется по десяти специальностям, имеются как очная, заочная, так и вечерняя формы обучения. Помимо популярных ныне юриспруденции и социологии, абитуриентам предлагаются информатика, лингвистика (английский и немецкий языки), татарская филология, физическая культура и спорт, менеджмент, маркетинг, управление персоналом.


Кафедра физкультуры и спорта, на которой сейчас обучаются около 150 студентов, открыта в институте одной из первых и готовит учителей физкультуры для города и региона. Их нехватка стала заметной в Нижнекамске и районе лет восемь назад. Вообще, ставка на педагогические специальности, можно сказать, является принципиальной для руководства института. С получением государственной аккредитации престиж НМИ в регионе заметно возрос. Главы администраций близлежащих городов и районов обращаются к руководству института с просьбой об организации целевой подготовки специалистов по татарскому языку и физической культуре, иностранным языкам и информатике, частично оплачивают учебу с условием возвращения выпускников в родные школы учителями.


Ректору молодого института удалось установить творческие контакты с ведущими вузами России и Татарстана. С первых дней нижнекамцам оказывают научную, учебно-методическую помощь коллективы Казанского государственного педагогического университета, Казанского социально-юридического института, Елабужского государственного педагогического университета.


В 2004 году институт вошел в состав Казанского университетского образовательного округа КГУ. В ближайших планах ректора – добиться, чтобы институт стал своеобразным региональным научно-педагогическим центром для преподавателей вузов, среднеспециальных учебных заведений, педагогических коллективов общеобразовательных школ города и региона. Для этого на базе института работает городская школа молодого ученого, через которую путевку в науку получили более 100 молодых преподавателей вузов и ссузов, здесь осуществляются подготовка и сдача кандидатских экзаменов по философии, иностранным языкам, педагогике представительной комиссии КГПУ, возглавляемой профессором Ф.Ситдиковым. 60 преподавателей вузов города на базе НМИ прошли переподготовку по программе “Преподаватель высшей школы” на годичных курсах, организуемых Центром переподготовки и повышения квалификации вузов Поволжья и Урала.


Молодые преподаватели НМИ проходят стажировку на кафедрах ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов.


Коллективом института установлены прочные контакты с образовательными учреждениями города по осуществлению научного руководства исследовательской и опытно-экспериментальной работой коллективов и отдельных учителей. Сотрудники НМИ руководят педагогическими экспериментами в школах, гимназиях, лицеях, оказывают учителям научно-методическую помощь в подготовке и издании учебных пособий, методических разработок.


Молодой институт трудно представить без сотрудничества с академической наукой. За небольшой промежуток времени его руководству удалось установить творческие связи со многими научными учреждениями России и Татарстана. НМИ тесно сотрудничает с Российской академией образования, в частности с Поволжским отделением РАО. В рамках плана научно-исследовательских работ отделения социально-экономических наук АНТ ректором НМИ Ф.Ялаловым ведется исследование этнодидактического наследия народов Татарстана и России.


Молодых преподавателей и выпускников вузов города руководство НМИ направляет на учебу в аспирантуру и закрепляет соискателями вузов и научных учреждений. Такое попечительство дает положительные результаты: ежегодно несколько молодых ученых защищают кандидатские диссертации.


Ф.Ялалов уверен, что с получением государственной аккредитации в Нижнекамском муниципальном институте будет и своя аспирантура, Ученый совет института получит право на присуждение ученых званий доцента, профессора, а все это будет способствовать дальнейшему повышению научно-педагогического потенциала молодого города.


То, что ректору удалось сформировать дружный, творчески работающий коллектив, и то, что выпускники института востребованы на рынке труда, вселяет уверенность в устойчивом развитии НМИ. Более подробную информацию об институте можно получить на сайте: www.nmi.front.ru, или узнать по E-mail: nmibox.mail.ru, или тел.: (8555) 43-79-90.


Гимназия


Следует сказать, что как педагог-новатор, руководитель-исследователь Ф.Ялалов формировался в годы создания в Нижнекамске уникальной гимназии. 13 лет назад им была разработана авторская концепция национального учебного заведения нового типа. В 1992 году она была утверждена Министерством образования РТ и опубликована Институтом повышения квалификации для руководителей школ нового типа. Практическую реализацию его идеи получили в учебно-воспитательном процессе татарской гимназии № 2. Ее директором Фарит Габтелович стал на конкурсной основе, когда здание гимназии еще только строилось. В соответствии с авторской концепцией в ходе строительства в проект четырехэтажного учебного блока и трех-


этажного культурно-спортивного блока было внесено восемьдесят (!) изменений. Большинство из них пришлись на культурно-спортивный блок, где были созданы условия для организации “Центра развития личности”, состоящего из школ народно-прикладного творческого мышления и эстетического развития и спортивно-оздоровительного центра.


Главную цель существования гимназии Ф.Ялалов определял как формирование нового поколения татарстанской интеллектуальной элиты, обладающей самостоятельным мышлением, созидательной активностью и предприимчивостью, воспитанной на духовных ценностях национальной, российской и мировой культур. И уже в 1994 году по результатам первого этапа эксперимента татарская гимназия № 2 стала победителем республиканского конкурса “Школа года”. А сегодня ее ученики показывают самые высокие в городе и республике результаты по учебным, культурно-спортивным и другим направлениям.


Разработка методологии национального гимназического образования стала предметом научных интересов Фарита Ялалова. Он поступил в аспирантуру Института среднего профессионального образования РАО и под руководством академика Г.В. Мухаметзяновой защитил диссертацию по данной теме. В своей монографии он показал не только перспективы развития, но и – на основе архивных источников – истоки создания национальной гимназии. Результаты его многолетнего изучения истории и инновационного опыта развития гимназического образования народов Среднего Поволжья и Урала были в 2001 году опубликованы в различных монографических изданиях и стали основой докторской диссертации.


Нижнекамский ученый – активный участник республиканских, всероссийских и международных научно-практических конференций. Концептуальные идеи Ф.Ялалова получили широкое распространение как в Татарстане, так и в других регионах Поволжья. Особой популярностью среди руководителей и учителей национальных учебных заведений пользуются два методических пособия. В одном из них показана технология поливариативного моделирования национального гимназического образования на этнокультурном, межкультурном и поликультурном уровнях, в другом сформулированы принципы проектирования содержания национального образования, организации учебно-воспитательного процесса в национальной гимназии.


Таким образом, за 12 лет Фариту Ялалову удалось не только реализовать идею национальной гимназии на практике, но и добиться ее широкого распространения и внедрения. Разработав теорию национального гимназического образования, он поднял его до уровня научного направления в отечественной педагогике.


Этнодидактика


Несмотря на загруженность, ректор Ф.Ялалов не прекращает исследовательскую деятельность. Он автор 100 научных и научно-методических работ, в том числе 16 книг, создает свою научную школу. Не так давно к ученым званиям и титулам ректора НМИ добавилось еще одно. В числе нескольких представителей Татарстана он избран членом-корреспондентом старейшей в России Петровской академии наук и искусств.


Признаться, познакомившись с ним, приходишь к убеждению, что подобные звания для Фарита Габтеловича отнюдь не самоцель. Они неизбежные спутники его активной научной работы. Ей-то и отданы все его мысли и энергия. В предисловии к одной из последних его монографий, посвященной этнодидактике, академик РАО Г.Волков написал: “Народная дидактика, … – это естественная, житейская, обыденная, фольклорная, традиционная дидактика. В естественности обучения – огромный дидактический заряд. Мы эту естественность, к сожалению, продолжаем игнорировать. Первый шаг в этнодидактику – новое научное направление – сделал Фарит Габтелович Ялалов”.


Сейчас под руководством Ф.Ялалова в институте ежегодно проходят всероссийские научно-практические конференции “Этонодидактика народов России”. Очередная монография на эту тему запланирована им на 2005 год. Над ней он сейчас напряженно работает, не считаясь со временем. В свободный час любит спеть песню – другую под собственный аккомпанемент на баяне или гитаре. Призывая к возвращению естественности в обучении, он на собственном примере доказывает эффективность такого подхода к любому занятию в жизни. Главное – сделать его любимым.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще